Сергей Сергеев. Фотожурналист в Тюмени Жемелинских Антон

«Не в фокусе»   

«Любая форма искусства должна меняться» 

Сергей Сергеев родился в 2001 году в городе Когалым. Занимается фотографией с 2022 года. Автор фотопроекта «Мальчик там внутри» (2024). 


Расскажи, пожалуйста, как ты заинтересовался фотографией?       

Главной отправной точкой в фотографии стали университетские годы. Тогда я учился на ненавистной мне специальности: абсолютно не видел перспектив и не чувствовал себя в жизни. Мне нужна была отдушина, то, благодаря чему я могу воплотить свои задумки. В тот период я очень много размышлял и вспомнил свою детскую мечту: мир моды. Первый фильм, который я посмотрел в детстве, был «Дьявол носит Prada», и в дальнейшем всё моё мировоззрение строилось на нем. Но я совершенно не знал, как мне войти в этот мир. Мне всегда хотелось мыслить как художник, но я абсолютно не умел рисовать, лепить, да и вообще что-либо делать. Это всё мне казалось недосягаемым.

Став взрослее, я погадал на картах Таро, и они ответили, что в фотографии у меня открыты все двери. И я начал! И начал хорошо.

Мой отец непрофессионально занимался фотографией. Я не могу сказать, что это сильно повлияло на мой выбор, но отцовская страсть к фотографии помогла мне. Сейчас я работаю с камерой моего отца — Canon 50D. 


Что это была за ненавистная специальность на которой ты учился? 

Я отучился 3 курса по специальности «математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Учился на программировании, потому что после 11 класса нужно было куда-то пойти. Родители сказали идти туда, где я хорошо знаю предметы, а я хорошо знал алгебру… Сейчас я перепоступил заочно на журналистику. 

Как образование повлияло на твой интерес к индустрии моды и работу в ней?

Образование вообще никак не повлияло на то, что я фотографирую, это скорее стечение обстоятельств. Однако перепоступление конкретно на журналистику я уже выбрал сам, отталкиваясь от того, что это направление максимально приближено к модной индустрии. Такой профиль бакалавра даст мне возможность получить магистратуру по направлению фэшн за рубежом. Хочу попытаться). 


В чем задача фотографа и кто такой фотограф?

Фотограф — это художник. Тот, кто выражает эмоции или может имитировать их с помощью камеры. Каждый сам определяет свою задачу. Самое главное, как и с любым искусством, — вывести зрителя на эмоции, передать часть себя… 


Ты сформировался как фотограф или еще в процессе?

Я ещё в процессе формирования своего стиля. Иногда у меня бывают месяцы фотографий в тёплом цвете, иногда я зацикливаюсь на чёрно-белом изображении. Я пробую разное и пытаюсь понять: подходит ли мне это? Не хочу привязываться к чему-то одному. Я упорно работаю, и мне ещё предстоит покорить много вершин фэшн-индустрии. 


Каким фотографом ты себя позиционируешь?

Себя я вижу как фотохудожника в индустрии моды: фэшн фотографа, работающего в настроении высокого мира моды. В месте, где сочетаются изделия и искусство.

Согласен ли ты с тем, что художник стремится к поиску новых форм в искусстве, в то время как ремесленник работает по уже известным шаблонам?

Нет, ремесленники тоже творческая единица. У каждого ремесленника свой подход в работе, и они могут привносить новое в своё дело. Любая форма искусства должна меняться, а не застывать на месте.

Какие фотографии ты считаешь ценными?

Над обработкой которых я плакал). Так было с проектом «Мальчик там внутри». 


Расскажи, пожалуйста, подробнее об этом проекте: как он возник, какова его цель и какие чувства ты испытал, когда несколько журналов опубликовали информацию о нём?

Фотопроект «Мальчик там внутри» — это история о поиске истинного я, которое мы закапываем вглубь себя по мере пребывания в социуме. В какой-то степени эта история затрагивает каждого человека, но всё-таки фокус я сделал на внутреннего меня. Когда я разрабатывал проект, то размышлял о ярлыках, которые висят на каждом из нас, и о том, насколько важно и нужно ли вообще от них избавляться. Большая голова символизирует тот самый ярлык, маску. Кто-то из героев надевает её и не снимает на протяжении всей съёмки, чувствуя себя комфортно, а кто-то избавился от неё и принял все свои стороны. 

Здесь важно не путать — это проект не об избавлении от ярлыка, а принятии своих масок и важности их использования в жизни. Ведь именно ярлыки помогают нам определиться и не чувствовать себя одиноко. 

Проект включает в себя серию из 4 фотоисторий, своего бонусного автопортрета и мини-фэшн-фильма. На данный момент проект всё ещё в работе, а осенью планируется выставка, у неё даже есть куратор и продюсер. Буду рад всех видеть! 

Я до сих пор в восторге от того, какой отклик нашел проект у аудитории. Помню, как прыгал от счастья, когда его начали лайкать популярные блогеры и даже писательница/блогер Саша Казанцева. Позже несколько иностранных журналов опубликовали фотографии к себе. Мне очень приятно! С тех пор я чувствую себя увереннее. До этого я никогда не делал проекты, в реализации которых нужно анализировать мир, себя, переживать разные эмоции и творить на их фоне. Мне казалось, что я на такое не способен. Теперь знаю, что могу! 


Как ты сам говоришь, у тебя особые отношения с фэшн-индустрией: это мечта, на которой ты рос. Расскажи, чем она тебя привлекает и почему твои фотографии можно отнести к этому жанру.

Мне нравится сочетание форм и тканей, и то, как с ними можно играться в кадре. В фэшн-фотографии можно сочетать сразу 2 искусства: фото и моду. Я отношу свои снимки к этому жанру просто потому, что я так решил). Это моя аффирмация! (прим. позитивные фразы самовнушения, создающие нужный эмоциональный настрой). 

Я хочу возглавить пьедестал мира моды и заниматься не только фотографией. Мне интересно продюсирование съёмок, организация показов, создание документальных фильмов о брендах и дизайнерах, помощь в модельном бизнесе. Я буквально горю всем этим.

Недавно мне выпал шанс полностью погрузиться в фэшн-фотографию. Меня взяли работать фотографом в бренд Asya Semenova. Приходя в офис каждый раз, я немного плачу и не могу поверить, что я бок о бок в мире моей мечты. Сейчас я упорно работаю и учусь многим вещам. 


Можно ли понять характер и личность коммерческого фотографа по его фотографиям?

Характер и личность в коммерческой съёмке вряд ли, это что-то из области психоанализа. Можно понять, за что цепляется его взгляд. Одна и та же фотография, сделанная разными людьми, будет восприниматься по-разному, даже если это коммерческая фотография. У меня часто встречается фон с моделью четко посередине. Таким образом, я не убиваю фотографию, делая её неодушевленной, а привношу кусочек себя, даже в коммерцию. 


К каким выводам ты пришел, занимаясь коммерческой фотографией?

  • Даже если есть четкое ТЗ, нужно прислушиваться к себе и делать кадры не по ТЗ).
  • Только фотограф чувствует свою камеру и момент, когда будет удачный кадр.
  • Важно заранее продумать всё по-максимуму.
  • Нужно быть ответственным за свою работу и стремиться к хорошему результату.
  • Коммерция — это деньги, и вас нанимают как специалиста, а значит, нужно соответствовать. 

По твоему опыту, какие снимки получаются лучше — спонтанные или заранее подготовленные?

У меня работает немного не так. Если я на этапе придумывания съёмки вижу в голове хотя бы один кадр — тот самый кадр, тогда я точно уверен, что вся съёмка будет потрясающей. Возможно, даже легендарной. А там уже и спонтанные, и не спонтанные снимки выйдут хорошо.

У тебя есть табу во время фотосъемки?

Да, есть. Возможно, прозвучит обидно, но это так: если человеку что-то сильно не нравится в себе, он с большой вероятностью будет недоволен результатом. Поэтому, если вам кажется, что у вас, к примеру, кривой нос, говорить мне в момент съёмки, с какой стороны вас снимать, категорически нельзя. Этим меня загоняют в рамки, и я перестаю чувствовать, что создаю искусство, и начинаю осторожничать, а это проигрышный вариант для съёмки. Я хочу брать кадры с невыигрышных сторон тоже, почему нет? Так выборка больше, зачем эти ограничения? Будьте собой, и тогда вы будете органичны в своём образе. 


Как тебе удаётся сохранять веру в своё дело, несмотря на неудачи?

Огромная мотивация и мечта. По-другому никак. Даже когда я сталкиваюсь с выгоранием из-за интенсивного графика, выжимки себя на полную, то плачу, переживаю это и иду работать дальше. Бывает тяжело, невыносимо, но если я хочу чего-то добиться, то нужно что-то делать. 

Как ты считаешь, фотограф меняет мир своими фотографиями или фиксирует его изменения?

Меняет мир, потому что меняет людей. Для этого не нужно быть супер известным фотографом. Достаточно, чтобы кадры увидел хоть кто-то, и фотография уже повлияла на него. Вопрос только, как повлияет и будет ли это результат, который вы хотели? 


Как ты думаешь, что зрители должны вынести из твоих фотографий?

В первую очередь получить эстетический кайф, эмоцию, чтобы у них загорелись глазки, чтобы они прочувствовали мою мечту, амбиции, и всё в одном кадре. Ну, а если получится прочувствовать и понять историю снимка — будет идеально.

С чем бы ты хотел остаться в истории?

Хочу запомниться, чтобы обо мне и моих проектах говорили и равнялись на меня так же, как я сейчас равняюсь на деятелей мира моды. С Леди Гагой хочу ещё потусить, уверен, наша фотография останется надолго в истории. 


Можешь перечислить нескольких деятелей моды, на которых сейчас равняешься?

Миранда Пристли из фильма «Дьявол носит Prada». Да, персонаж вымышленный, но кто сказал, что нельзя? Мне нравится, как она рассуждает, она четко знает, что хорошо, а что плохо, а еще, что люди должны работать!

Вика Молдавская — основательница бренда украшений Viva la vika, гениальный и стильный предприниматель.

Фотограф Игорь Вавилов — мне нравится его подход и стиль в фотографии. Всем советую познакомиться с его творчеством.

Авдотья Александрова — основательница модельного агентства Lumpen.

На самом деле, нет четких позиций, по которым я на них равняюсь. Я скорее равняюсь на индустрию, потому что в ней все пытаются взобраться наверх, не изменяя себе и своим идеям. Это место, где люди работают на износ за мечту.

Работать на износ за мечту соотносится с тобой?

Да, определенно. Именно этим я занимаюсь с 2022 года.


Интервью: Июль 2024 года. 

Фото: Сергей Сергеев