Елизавета Абрамушкина. Фотожурналист в Тюмени Жемелинских Антон

«Не в фокусе»   

«Познавать себя и окружающих» 

Елизавета Абрамушкина родилась в 2002 году в городе Заводоуковск. Занимается фотографией с 2020 года. 


Расскажи, пожалуйста, как ты заинтересовалась фотографией?       

Человеком, чью любовь к фотоискусству я переняла, является мама. Даже сейчас снимаю на ее фотоаппарат). С фотографией я познакомилась более 8 лет назад, когда начала делать снимки природы и увлекаться предметной съёмкой. Уже весной 2020 года, стала снимать людей и, как оказалось, в людях много интересного, что хочется раскрыть через фотографию. В том числе благодаря этому осознанию, стала вести в группе серию «Люди». Фотография очень многогранна, и каждый может найти в ней что-то свое.


Про фотосерию «Люди» я спрошу позже, сейчас у меня такой вопрос: ты снимаешь в разных жанрах, состоишь в 3 командах единомышленников и работаешь на 3 города. Изучив твое портфолио, я пришёл к выводу, что сейчас ты больше склоняешься к роли фоторемесленника, чем фотохудожника. Как ты сама считаешь? 

Думаю, что надо находить баланс между этими двумя сторонами одной личности.


Мне интересно, как твой опыт коммерческой и некоммерческой съёмки повлиял на твоё восприятие фотографии?   

Здесь не столько повлиял опыт, сколько люди, занявшие конкретную нишу. Со временем ты понимаешь, что та или иная работа может вызвать разный спектр эмоций у других фотографов, поэтому нужно быть готовым к непрошенной критике и советам от людей. В коммерции распространена практика «вылизывания» картинки до идеала, я такое не люблю, так как хочу оставить живое лицо и обстановку. В этом обществе свои правила и требования. Не соответствуешь — не сможешь пробиться. Хотя уже давно пора уходить от этих устоев и разделения.

Некоммерческая сфера — это синоним творчества и роста, свобода действия. Нужно умело лавировать, иначе постоянство может привести к выгоранию. Каждому свое, но получать разношерстный опыт куда интереснее, чем сидеть на привычном стуле.


По твоему опыту, какие снимки получаются лучше — спонтанные или заранее подготовленные? 

Соглашусь с многими, что спонтанные снимки — это подарок, так как именно на них человек искренен и не позирует специально, чтобы показаться более привлекательным, весёлым и т. п. Однако отмечу, что важно учитывать индивидуальность клиента, если мы говорим именно про оказание услуг, так как не все могут расслабиться перед камерой даже спустя час работы. Поэтому здесь лучше всего работает чётко выстроенный механизм постановки. Безусловно, всё индивидуально, но в жанре «репортаж» я люблю делать спонтанные фото и ловить моменты. 


Ты занимаешься фотосерией «Люди». Планируешь ее как-то развивать?

На данный момент это локальная история (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7, № 8, № 9). Меня первое время цепляла именно внешность, из-за чего я и начала вести серию. Сейчас это трансформируется в нечто большее, и я рассказываю небольшие истории про своих героев. Стоит подумать насчёт людей в конкретных сферах и, например, запускать тематические проекты, рассказывая про них. 

Как считаешь, почему некоторые тюменские фотографы начинают создавать подобные фотосерии про людей?

Это интересно. Интересно узнавать про людей вокруг, осознавать, что у них есть собственная жизнь, где они работают, занимаются любимым делом, проживают эмоции, получают опыт и создают свою историю. Когда мы увеличиваем картинку, то видим детали. Так и здесь: со временем тебе начинает не хватать внешней картинки, и ты углубляешься в человека, узнавая его уникальный внутренний мир, о котором он рассказывает с горящими глазами. Ещё одна причина: желание поделиться с другими тем, что узнал, казалось бы, о непримечательных людях. 


Ты по образованию юрист. Не думала в будущем связать свою деятельность с криминальной хроникой?

Юриспруденция — это отдельная любовь. Я очень въедливая, мне нравится копаться в поисках истины, поэтому основное образование — юридическое. Юристы тоже своего рода узнают истории людей, так как без этого никуда — нужно понять, откуда растут ноги у того или иного дела. В этом году поступила на магистратуру по своему профилю — буду дальше познавать нормативный мир. 

Фотография как-то постепенно вошла в мою жизнь в качестве творчества и остаётся со мной по сей день. Это определённого рода отдушина от рутины и чтения бесконечных законов. Наверное, ещё одна причина — это стабильный заработок, что больше характерно именно для юрки. Если нужен стабильный заработок в фото, то надо пахать и продвигать себя везде, где только можно, а я не хочу этого. Только творчество и вдохновение.

Насчёт криминальной хроники даже не задумывалась, так как однозначно поняла, что уголовная сфера — не моё, хотя многие видят во мне отличного следователя. Но кто знает, как повернется жизнь. Однажды на кадре с места преступления я увидела красоту. Для многих — это страшно, для меня, своего рода, — искусство, пусть и с жуткой историей. 


  Произведения каких творческих деятелей повлияли на тебя и чем именно?  

У меня нет идолов. Я не придаю значения известности и признанию, именно поэтому не знаю многих фотографов и деятелей, чьи имена у многих на слуху. Относительно недавно познакомилась с творчеством репортажного фотографа Роберта Капы по наводке нашего тюменского фотографа Владимира Чебалдина, который среди прочего снимает репортажи. Особенно мне нравятся его работы с модных показов. Вот ещё несколько имён, за чьим творчеством я с удовольствием наблюдаю, пусть они пока неизвестны миру: 

Да, собственные работы оказывают на меня влияние, в частности, когда я вижу рост и разницу между сегодняшними снимками и снимками 4-летней давности. Если говорить про деятелей вне сферы фотографии, то везде есть люди, что сформировали меня как личность: моё чувство юмора, мой кругозор, мои взгляды. Я все ещё учусь и буду учиться всю жизнь. Для кого-то я стану учителем и наставником, а кто-то даст что-то новое мне.  


Какие фотографии ты считаешь ценными? 

Для меня ценность фотографии — это то, насколько человек отдался процессу и вложился в него душой. Подготовка к съёмке, поиск локации, подбор образов, позинг, эмоциональный контакт с клиентом — всё это вклад. Конечно, круто, когда ты просто приехал на площадку, отснял и отдал кадры, но увидеть закулисье, а впоследствии результат этой кропотливой работы — вот она, настоящая ценность.


Как тебе удаётся сохранять веру в своё дело, несмотря на неудачи?  

Я считаю, что все зависит от отношения человека к этим самым неудачам. Для кого-то — это показатель того, что определённая сфера не подходит, а для кого-то — точка роста. Раньше, когда я только начинала работать, неудачей для меня были негативные отзывы клиентов и критика со стороны других фотографов относительно техники выполнения. Со временем отношение к этому трансформировалось, и сейчас на так называемые «неудачи» я смотрю с нескольких сторон. Они не смогут потушить искру и любовь к фотографии.


А у тебя есть табу во время фотосъемки?   

У меня есть одно золотое правило: «Главное, чтобы клиенту было комфортно». Учитывая, что все мы так или иначе извращенцы в искусстве, то для меня нет табу, но границы клиента и его согласие/несогласие с моими предложениями имеют колоссальное значение. Отмечу, что этот момент играет в обе стороны, потому как взаимоуважение и понимание между людьми являются опорами доброжелательных отношений и залогом отличного результата после съёмки.  


Какую свою фотографию ты можешь назвать осознанной?  

Сейчас вокруг так много говорят про осознанность, не думала, что и до фотографии добралась эта категория. Что ж, осознанная фотография… 

Скажу, что это тот кадр, к которому возвращаешься много и много раз, находя в нем новые детали. Даже если он был спонтанным.


Продолжи фразу: фотография — это…

Фотография — это свободный мир, где ты познаешь себя и окружающих. 


Как ты считаешь, фотограф меняет мир своими фотографиями или фиксирует его изменения? 

И то, и то. В данном вопросе важно понимать цель: а для чего я занимаюсь фотографией? Ответы будут разными. В процессе репортажей я фиксирую изменения в мире, при этом для многих я меняю мир, по крайней мере внутренний мир человека.


Как ты думаешь, что зрители должны вынести из твоих фотографий?

До зрителей хочу донести, что красота есть во всем: в каждом человеке, в мелочах — они вокруг нас. Если вы их не видите, то, возможно, стоит сменить угол. Клиентам хочу показать их привычных с иной стороны — открыть новые грани личности и дать понять, что они прекрасны в глазах смотрящего.


Интервью: Август 2024 года. 

Фото: Ольга Фишер, Даша Михнова, Елизавета Абрамушкина