«Не в фокусе»
«Фотография — это настоящая ценность!»
Дарья Мустафина родилась в 1992 году в городе Торез. Занимается фотографией с 2018 года.
Расскажи, пожалуйста, как ты заинтересовалась фотографией?
Мой путь в фотографии можно разделить на несколько этапов:
2009 – 2013
В студенческие годы я увлекалась фотографией и снимала всё подряд. Моим первым фотоаппаратом был телефон Nokia N82 с неплохой для того времени камерой. Со временем мне захотелось приобрести зеркальный фотоаппарат, и я решила накопить на него: часть денег со стипендии, а часть добавила мама. Она стала моей первой моделью. Я выкладывала фотографии в социальной сети «ВКонтакте», и пару раз мне предлагали сделать профессиональную фотосессию за деньги, но я отказывалась, объясняя, что непрофессиональный фотограф и лучше обратиться к профессионалам.
2013
После окончания Донецкого национального университета я работала экономистом в банке. У меня совсем не было свободного времени, но иногда я приносила камеру на работу и снимала своих коллег.
2014 – 2016
Я переехала в Тюмень, но не хотела больше работать по специальности. Однако по привычке я попыталась устроиться в банк и даже сходила на несколько собеседований. К счастью, меня не взяли.
Однажды, мне предложили вакансию детского фотографа. Эта идея меня заинтересовала: нужно было снимать детей в детских садах и школах по шаблону, а бонусом к этой работе были постоянные командировки.
Я фотографировала детей в разных городах и сёлах, но со временем устала от постоянных поездок. Я решила больше не держаться за эту должность.
2016 – 2019
Я пришла работать в фотосалон. Тогда сфера фотографии была мне безумно интересна. За это время я многому научилась: узнала, как работает мини-лаборатория, как обращаться с плёнкой, как её проявлять и оцифровывать. Я делала фотографии на документы, реставрировала старые снимки и выполняла другие задачи.
Однажды ко мне в фотосалон пришла клиентка, чтобы распечатать фотографии. Мы разговорились, и она рассказала, что скоро у неё свадьба. Она спросила, не соглашусь ли я снять это мероприятие. Я согласилась, потому что в тот период мне были очень нужны деньги и любая подработка была кстати. Однако я сразу предупредила её о своих способностях и даже показала ей свои работы. Её всё устроило.
Я снимала несколько часов и старалась изо всех сил. Всё прошло душевно, мне заплатили и угостили. Домой я шла очень счастливой.
Когда клиентка пришла забирать свои фотографии со свадьбы, я спросила её: «Ну как вам фотографии?» Она долго молчала, а потом ответила: «Ничего, научишься!»
И я начала учиться: прошла курс по фотографии, слушала прямые эфиры и подкасты на эту тему. По выходным я гуляла с фотоаппаратом по Александровскому парку, который находился рядом с моим домом, и фотографировала людей бесплатно, чтобы отработать свои навыки. Все радовались, когда получали свои фотографии от меня. Мне это доставляло удовольствие, хотя было очень страшно подходить к незнакомым людям. Затем я начала пробовать снимать в фотостудиях, и со временем появились платные съёмки. Так я и познакомилась с миром фотографии.
2019 – 2021
Я уволилась из фотосалона и стала самозанятым фотографом. Фотография — это моя основная и единственная работа. В первые два года я снимала всё, чтобы заработать деньги и понять, что мне нравится.
2022 – настоящее время
Я начала больше внимания уделять портретной съёмке. Меня увлекло создание мужских портретов. Сейчас основная часть моих работ — это портреты, а также парные фотосессии, небольшие свадьбы и, очень редко, семейные портреты.
Изучив твое портфолио, я пришёл к выводу, что сейчас ты больше склоняешься к роли фоторемесленника, чем фотохудожника. Как ты сама считаешь?
Мне нравится то, чем я занимаюсь. Я не задумываюсь о том, к какой категории это относится. В фотографии для меня важнее всего не художественность, а способность передать естественность, эмоции и иногда какой-то посыл.
Мне интересно, как твой опыт коммерческой и некоммерческой съёмки повлиял на твоё восприятие фотографии?
Некоммерческая съёмка даёт больше свободы, но, как ни странно, большинство клиентов, которые обращаются за коммерческими услугами, хотят получить именно творческий результат.
Если клиент доверяет мне и даёт свободу действий на съёмке, результат обычно лучше, чем когда он устанавливает строгие ограничения.
Я считаю, что лучше не брать заказы, которые не соответствуют твоим принципам. В противном случае можно потерять желание снимать вообще.
Важно пробовать новое, делиться своими идеями с клиентом и предлагать конкретные решения на коммерческой основе. Главное — объяснить клиенту, как это будет выглядеть и что он получит в итоге. Тогда можно создать действительно творческо-коммерческий проект.
По твоему опыту, какие снимки получаются лучше — спонтанные или заранее подготовленные?
В моей практике были разные результаты. Я считаю, что всё зависит как от взаимопонимания с человеком, так и от множества других факторов.
Можно тщательно готовиться и следовать плану, но фотографии всё равно могут получиться посредственными. А можно выбрать место и образ, но затем сделать спонтанные фотографии, и результат будет потрясающим. Это дело случая.
Произведения каких творческих деятелей повлияли на тебя и чем именно?
Повлияли музыка, кино и люди — что угодно из этого может вдохновить меня на идеи для съемки или залечь куда-то на дно подсознания и всплыть на определенных кадрах чисто случайно.
Моя подруга — фотограф Саша Кочерова, вдохновила и показала на своем примере, что рамок в творчестве нет. Я очень рада, что познакомилась с ней, и мы стали дружить. Она просто супер!
Есть ли у тебя лучшая фотография, которую ты сделала за всё время своей карьеры фотографа?
Фото 2021 года, которое отражает мое состояние на то время: уцепиться за прошлое или все-таки отпустить его? Именно с того момента я осознанно начала вкладывать смысл в некоторые кадры. Этот до сих пор считаю лучшими именно по критерию эмоционального ощущения.
Какие фотографии ты считаешь ценными?
Для меня сама фотография — это настоящая ценность! Я храню все свои фотографии, потому что они — часть моей жизни. Мне хочется сохранить воспоминания такими, какими они были. Наверное, ценность фотографий в том, что они позволяют нам помнить.
Как тебе удаётся сохранять веру в своё дело, несмотря на неудачи?
Я даю себе время, чтобы обдумать свою неудачу. Я стараюсь делать выводы, учиться на своих ошибках и пробовать новые подходы к съёмкам.
А у тебя есть табу во время фотосъемки?
Во время съемки нет, стараюсь всё заранее обговорить. Единственное, от чего я отказываюсь, — от съемки 18+ и рекомендую коллег. Сейчас не совсем понимаю, как работать в этом направлении и надо ли оно мне.
Какую свою фотографию ты можешь назвать осознанной?
Этот снимок я сделала 11 лет назад. Тогда у меня умерла бабушка по отцовской линии. Это случилось очень внезапно, и я обнаружила, что у меня есть только две фотографии с ней. На одной из них я совсем маленькая и сижу у неё на руках, а на другой — уже постарше, учусь в средней школе.
Я подумала, что нужно сделать фото, пока мои бабушки по линии мамы ещё живы. Однажды я приехала к родственникам со штативом и фотоаппаратом: поставила штатив в зале, пригласила прабабушку, бабушку и маму, а сама присела рядом с ними. Затем я установила таймер и сделала снимок.
Да, пожалуй, именно этот кадр я считаю самым значимым на тот момент. Через год умерла бабушка, а потом и прабабушка. Но мы всё так же сидим на этой фотографии, и я, кажется, до сих пор помню, как уговаривала их позировать.
Продолжи фразу: фотография — это…
Способ на время уйти от реальности.
Как ты считаешь, фотограф меняет мир своими фотографиями или фиксирует его изменения?
Меняет какие-то взгляды, возможно, задает направление, куда именно смотреть зрителю. Многое зависит от того, кто смотрит на фотографию и что он видит. Ведь даже просмотрев один и тот же фильм, порой каждый видит что-то свое.
Как ты думаешь, что зрители должны вынести из твоих фотографий?
Мысль, что каждый человек — это личность со своей историей. Что не нужно сравнивать себя с другими, соответствовать каким-то параметрам, чтобы ходить на фотосессии.
Интервью: Май 2024 года.
Фото: Дарья Мустафина, Саша Своя