Фотограф Михаил Кривощеков. Фотожурналист в Тюмени Жемелинских Антон

«Не в фокусе»   

«Жизнь может быть интересной» 

Михаил Кривощеков родился в 2004 году в городе Ялуторовск. Занимается фотографией с 2017 года. Автор фотопроектов «Человек и село» (2021), «Театр как» (2024).


Расскажи, пожалуйста, как ты заинтересовался фотографией?       

В конце 2017 года, будучи школьником, попал в пресс-центр «Молодежного социально-делового центра» Ялуторовска. Обязан этим очень социально-деловому другу Захару, которому было скучно одному приходить туда перед школой. Без особых прилюдий нас отправляли снимать мероприятия «Молодëжки», чтобы потом готовить посты о них в соцсетях. 

Зимой 2018 года случилась «Медиашкола», проект Российского Движения Школьников (ныне Российское Движение Детей и Молодежи). Это был однодневный интенсив для школьников со всех муниципалитетов области. Ребята разделялись по направлениям: радио, копирайтинг и фотография. Я выбрал фотографию и 3 часа слушал рассказ о работе от фотожурналиста и коммерческого фотографа Максима Слуцкого. В моей голове что-то щелкнуло: я понял, что хочу заниматься фотографией. 


Каким фотографом ты себя позиционируешь?

Я просто занимаюсь фотографией и получаю удовольствие от того, что это увлечение в целом делает мою жизнь насыщенной. Так я нахожу друзей и попадаю в интересные истории. Мне одинаково нравится снимать что-то для себя и для других. Главное — сделать выбор, что интересно в данный момент. 


Работы каких творческих деятелей повлияли на тебя и чем именно?

Блогер с канала «Вставай и снимай» — Валентин Христич. Посмотрел его велотур по деревням — поехал сам. Творчество Дмитрия Маркова, Сергея Максимишина, Георгий Пинхасова, Юджина Смита и других документалистов показало что, фотография — это хороший инструмент для того, чтобы донести какое-то сообщение или просто рассказать историю. Изучая их работы, понимаешь, что количество сюжетов и тем ограничено, бесконечно только количество их интерпретаций. При всем желании не получится стать вторым Линдбергом, Мухиным, Смеловым или Корбайном. Оно и не нужно. 

Чаще стал следить за теми, кто находится рядом. Есть в Тюмени Оля Дручек. Снимает стрит на гелиос. Очень нежно и медидативно. Моя одноклассница Виктория Фрицлер серьезно увлеклась фотографией, как поступила в Калининград на аниматора-мультипликатора. Горжусь её успехами. При редкой встрече фотографируем друг друга. 


Как ты не теряешь веру в свое дело после нескольких неудач? 

В свое время помогла уличная фотография. Смотрел канал на ютубе «Вставай и снимай», посвященный этой теме. В своем блоге автор часто проводил челлендж: выйти на улицу, перекинуться парой фраз с прохожим и вернуться с его портретом домой. 

Было лето 2020-го, мы все выходили с самоизоляции. Тогда я стал пропадать на центральной улице Ялуторовска. Караулил людей на остановках, перекрестках и пытался их сфотографировать. Тогда убедился, что отказ — далеко не самое страшное. Ну не получилось в этот раз, получится в следующий. Если бросить это дело, значит не получится вовсе. Какой тут есть выбор? 


К каким выводам ты пришел, занимаясь коммерческой фотографией?

Коммерция научила ценить время. Быть собраннее, что ли. Часто то, что делал просто за идею, продвигало мое творчество лучше, чем заказная съемка. Да, фотография — это такой же товар, как и любая другая услуга. И мне трудно дается оценка своего труда. Потому что для меня фотография — не товар, а коммуникация. 

По твоему опыту, какие снимки получаются лучше — спонтанные или заранее подготовленные?  

Снимки лучше получаются, когда настроение на площадке расслабленное. Тогда и спонтанности интересные, и планы соблюдаются. 


Расскажи о самой запомнившейся съёмке.

В последние дни лета перед первым курсом мы встретились с моей подругой. Знаем друг друга давно, ходили в театральную студию вместе. Долго собирались провести очередную съемку на природе. Захотелось мне в воде попробовать. Нашли в Ялуторовске микропруд достаточно чистый, здесь даже купаются.

Был жаркий солнечный день переходящий в прохладный вечер. Марина приехала с парнем из Тобольска. Вода оказалась страшно холодной, но Марина стоически вошла в неë. Мы поснимали считанные минуты, и Марина выбежала греться на берег. Продолжать было бы бесчеловечно. Серёга встречал еë с полотенцем и «ягуаром» в руках. 

Запомнилась съемка тем ощущением беззаботности, которое сопровождает творчество, свободное от ожиданий и технических заданий. Мы просто приятно провели время. Через два года я снимал на их свадьбе. Было так же весело. 


Ты веришь в то, что фотография забирает часть души во время фотосъемки?

Думаю, что сохраняет. Душу ли, личность ли, не знаю. Для меня фотография — способ отметить что-то важное. 

У тебя есть табу во время фотосъемки?

Фраза в адрес модели: «Ну ты это… короче представь, что ты.». Это не дает точной информации человеку, что от него хотят, потому что ассоциации у всех разные. Мне хочется, чтобы движения были органичными. Это получается при живой беседе, когда корректирую положение в моменте. 


Какие фотографии ты считаешь ценными? 

На которых запечатлены хорошие люди. 

Какую свою фотографию ты считаешь осознанной?

Для которой смотрю в видоискатель.


Как ты считаешь, фотограф меняет мир своими фотографиями или фиксирует его изменения? 

Мне кажется, сама фиксация изменений способна создать почву для перемен. Но проблема в том, что фотографий и других картинок появляется гораздо больше, чем способно удержать человеческое внимание. Что-то важное рискует так никогда и не быть замеченным. 

Думаю, что это вовсе не значит, что заниматься фотографией не имеет смысла. Глобально творчество ничего не меняет, но зато помогает жить. Откуда-то надо брать силы для борьбы с мельницами, так чем хуже фотография? 


Интервью: Май 2024 года. 

Фото: Михаил Кривощеков, Виктория Фрицлер